Как слушать легкие стетоскопом

«Врач меня послушал и сказал — все нормально». Можно ли пропустить пневмонию и что делать, чтобы ее вылечить

Как слушать легкие стетоскопом

Во Всемирный день борьбы с пневмонией терапевт, кардиолог и диетолог Филипп Кузьменко рассказал «Правмиру», почему мы болеем пневмонией, как ее узнать и что делать, чтобы защитить себя и своих близких от этого заболевания.

Что такое пневмония?

Пневмония — это острое инфекционное воспаление нижних дыхательных путей, которое характеризуется инфильтрацией легких (точнее — нижних дыхательных путей) воспалительной жидкостью и признаками воспаления.

В случае с пневмонией воспаляется именно легочная ткань. Воспаление локализуется в определенных сегментах легких, там формируется воспалительный процесс. И этот участок выключается из газообмена. В кровь поступает меньше кислорода. И человек начинает испытывать симптомы, возникающие при нехватке кислорода — одышка, нехватка воздуха.

Какие возбудители вызывают пневмонию?

Обычно возбудителем болезни являются бактерии (часто пневмококк), но могут быть и вирусы, а в редких случаях — грибок. 

По каким симптомам можно узнать болезнь?

Пневмония характеризуется сильнейшей интоксикацией: человеку буквально сложно вставать с кровати, нет сил что-либо делать; температура тела поднимается до 38-39 и выше, возникает ощущение нехватки воздуха, одышка, кашель (но он появляется не сразу, а через несколько дней).

Итак, симптомы пневмонии:

  • лихорадка, озноб, повышение температуры тела до 39 градусов,
  • чувство нехватки воздуха, одышка,
  • болезненность в груди при глубоком дыхании,
  • высокий пульс,
  • кашель, с отхождением мокроты зеленого цвета.

Важно помнить, что симптомы могут варьироваться.

Кто находится в группе риска?

Пневмония — это заболевание тяжелое, и здоровый организм она поражает редко.

Чтобы ей заболеть, нужны какие-то провоцирующие факторы либо изначально ослабленный организм. Чем именно ослаблен, не важно: это может быть сильный стресс (например, сильное переохлаждение) или другое заболевание.

Факторы риска: младший и пожилой возраст, курение и алкоголизм, обездвиживание и прикованность к постели, нарушение иммунитета, нарушение глотательного или кашлевого рефлексов, наличие хронических заболеваний внутренних органов, в том числе легких, плохие социальные условия жизни, голодание, гиповитаминоз, депрессия.

Что такое больничная пневмония?

Госпитальная пневмония иногда развивается после 48 часов нахождения в стационаре. Она характеризуется наличием так называемой внутрибольничной микрофлоры, которая отличается наличием резистентности к некоторым, а иногда и ко всем антибиотикам. Если сказать проще, такая пневмония будет протекать тяжелее, поскольку антибиотик будет сложнее подобрать. 

Как диагностировать пневмонию?

Заподозрить пневмонию может врач. При помощи стетоскопа в легких можно «выслушать» хрипы. Но они не выслушиваются на ранних этапах болезни.

Часто слышу от пациентов такие истории: приходил врач, слушал, сказал, что все нормально, хрипов нет, а потом у меня обнаружили пневмонию.

Но на самом деле врач не виноват, потому что «выслушать» пневмонию стетоскопом или проперкутировать ее пальцами рук на ранних стадиях невозможно.

Это локальное воспаление, поэтому в определенном сегменте на ранних стадиях может наблюдаться более жесткое дыхание, звук во время перкуссии будет притуплен.

Спустя три-четыре дня болезни проявятся так называемые мелкопузырчатые хрипы, которые напоминают лопающиеся пузырьки. Но в первый день этого не будет. 

Для постановки диагноза необходимо сделать рентгенограмму легких, а также сдать анализы крови и (при необходимости) мокроты. Кашель на ранних стадиях проявляется не у всех.

Как лечить пневмонию?

Обычно пневмонию лечат антибиотиками. Их назначает врач. Обычно выбирают из пенициллинов, макролидов или цефалоспоринов. Большинство людей могут принимать их дома, но в тяжелых случаях требуется госпитализация. 

Если в течение 24–48 часов у пациента не снижается температура, антибиотик нужно менять. Нельзя применять один и тот же больше 48 часов, если человеку не становится лучше. 

Что еще делать пациенту, если он лечится дома? Отдыхать, соблюдать постельный режим, пить как можно больше жидкости. Следить за своим состоянием. Если становится хуже — немедленно вызывать скорую и ехать в стационар. 

Кроме того, у пациента дома должна быть своя кровать и посуда. В его комнате нужно ежедневно проводить влажную уборку и проветривать ее не менее одного часа в сутки. 

Можно ли перенести эту болезнь «на ногах» и к чему это приведет?

Это небезопасно. Пневмонию нужно лечить антибиотиками. Иначе риск осложнений и даже летального исхода увеличивается. Конечно, возможно скрытое течение заболевания, но в большинстве случаев есть какие-то симптомы, которые должны заставить больного обратиться к врачу за помощью.

Как защититься от пневмонии?

Против пневмококка — одного из самых частых возбудителей пневмонии — есть вакцина. Можно сделать прививку. Как правило, ее рекомендуют людям из группы риска — это люди с ослабленным иммунитетом, маленькие дети, пациенты с хроническими заболеваниями легких. 

Также профилактика пневмонии — отказ от курения, физическая активность, полноценный сон, снижение стресса, разнообразное питание.

Пневмония очень опасна. Если ее не лечить, на поздних стадиях даже антибиотики не всегда могут с ней справиться. Если есть подозрения — сделайте рентген.

 rawpixel.com

Источник: https://www.pravmir.ru/vrach-menya-poslushal-i-skazal-vse-normalno-mozhno-li-propustit-pnevmoniyu-i-chto-delat-chtoby-ee-vylechit/

Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Как слушать легкие стетоскопом

Во время применения фонендоскопа необходимо соблюдать определенную последовательность.

Проведение методики согласно общеизвестным стандартам – залог получения максимально достоверных результатов.

Исключением могут служить случаи динамического наблюдения за состоянием больных в течение длительного лечения. У таких пациентов врач целенаправленно обследует конкретный патологический участок.

Слушать во время аускультации легких нужно по схеме, указанной ниже.

Аускультация легких у детей

Аускультация легких у детей – важный диагностический метод, позволяющий выявить патологию респираторной системы у пациентов раннего возраста. Технология обследования совпадает с принципом проведения процедуры у взрослых.

Особенности аускультации легких у детей:

  • Необходимость использования мембран или воронок меньшего размера;
  • Слабое развитие мышц грудной клетки, что ведет к существенному усилению дыхательных звуков. Такое дыхание называется пуэрильным;
  • Необходимость более тщательного контроля температуры фонендоскопа, прикладываемого к коже ребенка. Дети негативно реагируют на прикосновения слишком холодной мембраны или воронки.

При каких заболеваниях

За два тысячелетия истории выслушивания легких врачи накопили опыт в вопросе диагностики разнообразных заболеваний «на слух». В медицинских университетах молодых докторов учат, как распознавать ту или иную патологию с помощью фонендоскопа.

Болезни, которые диагностируются с помощью аускультации:

  1. Бронхит острого или хронического течения;
  2. Пневмония. Воспаление легких – серьезная патология, изменяющая функцию соответствующих органов. Аускультация легких при пневмонии – метод, используемый дополнительно для контроля качества проводимой терапии;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Гидро- или пневмоторакс – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости;
  5. Острый отек легких – застой крови в тканях соответствующего органа.

Алгоритм проведения аускультации легких

Особенностью проведения современной аускультации легких остается наличие фонендоскопа. Единицы врачей используют стетоскоп – деревянная трубка без гибких элементов и привычных ушных олив.

Диагностика может осуществляться как в больнице (поликлинике), так и дома у пациента. В экстремальных ситуациях выслушивание легких проводится в условиях, в которые попадает человек. Главное – установить наличие повреждения легочной ткани и решить вопрос о необходимом лечении.

Алгоритм выполнения аускультации легких:

  • Пациент во время обследования стоит или сидит;
  • Важно, чтоб в комнате было тепло и тихо;
  • Для качественной аускультации рекомендуется раздеть пациента сверху до пояса. Шуршание одежды может стать причиной неправильной трактовки услышанных врачом звуков;
  • Доктор поочередно прикладывает головку фонендоскопа к соответствующим точкам, согласно схеме, указанной выше.

Показатели нормы или нормальная аускультативная картина

Понятие нормы во время аускультации требует понимания принципов образования звуковых колебаний во время прохождения воздуха сквозь респираторные пути.

Выделяют два типа дыхания:

  1. Везикулярное (альвеолярное). При аускультации легких в норме указанный тип выслушивается над всей поверхностью легких. Образование характерного шума обусловлено наполнением альвеол воздухом, что сопровождается завихрением его потока с напряжением стенок соответствующих структур. При аускультации выслушивается характерный звук «ф» преимущественно на вдохе. Выдох слышен очень недолго;
  2. Бронхиальное. Указанный тип звука определяется над поверхностью гортани, трахеи. Особенностью остается одинаковая продолжительность двух фаз дыхательного цикла.

У детей везикулярное дыхание выслушивается, как шумное с более высокой амплитудой. Причина – слабое развитие мышечного корсета и прилегание легких к внутренней стенке грудной клетки.

В норме характер дыхания одинаков для всех локализаций. Выраженность шумов может снижаться в верхних и нижних точках аускультации, что обусловлено снижением количества альвеол в указанных местах из-за анатомических особенностей легких.

Дополнительные дыхательные шумы

Во время аускультации легких врач слышит разнообразные звуки. Вариант нормы описан выше. В таблице ниже указаны наиболее распространенные заболевания с характерными изменениями аускультативной картины.

Описанные выше шумы относятся к основным. Кроме бронхиального и везикулярного дыхания, при аускультации могут фиксироваться дополнительные звуковые явления, которые влияют на понимание патологии, развивающейся в легких пациента.

Хрипы – вспомогательные дыхательные шумы, связанные с прохождением воздушных масс через респираторные пути, в которых образуются дополнительные преграды (мокрота, гной, кровь). Во время контакта с жидкостью возникает завихрение газовой смеси, что ведет к появлению соответствующего феномена.

Хрипы бывают:

  1. сухие;
  2. влажные;
  3. смешанные.

Источник: https://motiv-tarif.ru/pravilno-slushat-legkie-fonendoskopom-rebenka/

Правила выслушивания лёгких

Как слушать легкие стетоскопом

Имеются два основных метода аускультации: посредственный и непосредственный. Аускультация, при которой выслушивание производится при помощи стетоскопа, носит название ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ.

МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (или прямой) АУСКУЛЬТАЦИИ – когда выслушивание производится непосредственно ухом, приложенным к телу больного. Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества непосредственной аускультации является: большая поверхность восприятия, естественный характер выслушиваемых звуков, большая быстрота исследования и более ясное представление об общей картине исследуемых органов. Кебет сравнивает непосредственную аускультацию с микроскопированием под малым увеличением и, следовательно, при большом поле зрения.

Недостатки ее: трудность локализации звуков, особенно при выслушивании сердца, невозможность применения ее в таких участках тела, как в подключичных и подмышечных областях, негигиеничность метода при применении его у инфекционных и нечистоплотных больных.

К преимуществам посредственной аускультации относятся: возможность локализации звуков, возможность выслушивания в любом месте тела и при любом его положении (особенно гибким стетоскопом), что безусловно удобно при выслушивании тяжелого больного, гигиеничность метода. Сопоставляя выслушивание с микроскопированием, Кебет сравнивает посредственную аускультацию с большим увеличением при иммерсионной системе микроскопа, т. е. выгодным для изучения деталей на определенном ограниченном пункте.

ВЫБОР СТЕТОСКОПА. Достоинство твердых стетоскопов: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.

НЕДОСТАТКИ ТВЕРДЫХ СТЕТОСКОПОВ. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.

ДОСТОИНСТВО ГИБКИХ СТЕТОСКОПОВ. Удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

НЕДОСТАТКИ. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше – твердым или мягким – безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Общие правила выслушивания

1. Соблюдение покоя и тишины в помещении, в котором производится аускультация.

2. Обнажение тела больного, так как трение одежды может вызвать побочные шумы.

3. Необходимо обращать внимание на волосяной покров тела; волосы на месте выслушивания или смочить или намылить чтобы избежать побочных шумов.

4. В помещении должно быть тепло, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.

5. Положение больного и врача при выслушивании должно быть удобным.

6. Стетоскоп следует прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко.

7. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.

8. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять)так, чтобы они составили единое целое.

9. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.

10. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.

11. При выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.

12. Выслушивать систематически, настойчиво.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Аускультация легких по простой технике

В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию.

Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.

Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т. е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение.

Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные.

Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.

Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками.

Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; – при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами.

Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко, спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача – через рот в среднем темпе, т. е. делать около 25 дыханий в минуту.

1По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.

Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания.

И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа.

Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.

При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.

После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.

Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.

Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот. Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом.

Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т. е.

верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками)на симметричных местах поочередно.

Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы:

1. Дыхательные шумы.

2. Побочные шумы или хрипы и крепитация.

3. Шум трения плевры.

Дыхательные шумы

Основные дыхательные шумы по своему характеру разделены на два вида: везикулярное и бронхиальное дыхание. При выслушивании над гортанью, трахеей и крупными бронхами слышится дыхательный шум, напоминающий звук “Х”, причем выдох громче, грубее и длиннее, чем вдох.

Соотношение 4: 5. Образуется этот шум в гортани при прохождении воздуха через ую щель вследствие круговорота воздуха при вдохе над ыми связками, а при выдохе – под ними.

так как при выдохе ая щель сужена больше, чем при вдохе, то и звук при выдохе сильнее, грубее и длиннее.

Это так называемое ларингеальное, трахеальное или бронхиальное дыхание. Физиологически оно выслушивается над гортанью и трахеей и в межлопаточном пространстве у остистого отростка 4-го шейного позвонка, причем бронхиальный оттенок дыхательного шума сказывается, главным образом, в выдохе.

На остальной поверхности грудной клетки слышен мягкий, дующий, как бы присасывающий звук, напоминающий звук “Ф”, когда мы произносим его, втягивая в себя воздух. Звук этот сильнее и длиннее при вдохе, слабее и короче при выдохе и слышен только при в его первой трети.

Этот дыхательный шум называется везикулярным или альвеолярным дыханием.

Везикулярное дыхание возникает при расправлении легких во время вдоха. При этом стенки альвеол вследствие быстрого растяжения внезапно из расслабленного состояния, в котором они находились в конце выдоха, переходят в напряжение. Благодаря этому в них возникают колебания, дающие звук.

Одновременно колеблются огромные количества альвеол, причем расправление всех альвеол происходит последовательно. В результате сложения возникающих звуков происходит протяжный шум.

Во время выдоха вследствие спадения альвеол напряжение их стенок быстро уменьшается и, следовательно, одновременно уменьшается их способность к колебанию. Поэтому дыхательный шум слышится только в начальной части выдоха.

Этот мягкий дыхательный шум напоминает звук “Ф”, получаемый при питье жидкости из блюдечка. Таким образом, везикулярное дыхание представляет собой звук расправляющегося легкого; выслушивая его мы можем сказать, что легкое в этом месте дышит.



Источник: http://biofile.ru/bio/10819.html

БолиНет
Добавить комментарий